вторник, 11 июля 2017 г.
В каких случаях истребование документов вне рамок налоговой проверки является обоснованным, а в каких – нет?
MorePixelsShutterstock / Shutterstock.com
Как поведал советник государственной службы 2 класса, юрист по налоговым проверкам
Андрей Быченя
, в случае, когда налоговый орган выставил компании требования вне рамок налоговой проверки нужно осознать – сотрудники налоговой администрации выполняют функции налогового контроля либо превышают свои полномочия?
Отметим, что требования налогового органа вне рамок налоговых проверок считаются законными, если они появились по причине обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса).
"Исходя из данной нормы появляется два вопроса – как налоговый орган определяет "конкретную сделку", так как реквизиты договора не всегда известны? И как именно оценивается обоснованность необходимости получения документов? Особенно тревожит вопрос – плательщик налогов должен знать об этой необходимости либо это только сотрудники налоговой администрации должны понимать, что такая необходимость существует и она обоснованна?" – отмечает специалист.
Что необходимо учитывать при подготовке документов на запрос налогового органа? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить своевременную помощь специалистов по телефону, подключив новый блок
"Советник по проверкам"
.
Оставить заявку
Он утвержает, что для разрешения вопросов при наличии таковой неоднозначной нормы права в большинстве случаев происходит обращение к судебной практике. Но в этом случае ответов в ней отыскать не удастся, поскольку суды занимают прямо противоположную позицию. "Одни считают, что налогоплательщику следует сказать по какой причине у него истребуют документы. К примеру, суд Дальневосточного округа в марте этого года постановил, что налоговый орган не может истребовать документы в ходе предпроверочного анализа с целью решения проблемы о включении плательщика налогов в замысел проведения выездных налоговых проверок. Суд решил, что так как "предпроверочного анализа" главой 14 НК РФ не предусмотрено, соответственно, истребовать документы на этом основании сотрудники налоговой администрации не могут", – пояснил Андрей Быченя. Одновременно с этим, другие суды считают, что уведомлять плательщика налогов, по какой причине у него истребуются документы, сотрудники налоговой администрации не обязаны, поскольку проверка документов является частью налогового контроля. Но таких решений меньшинство.
"На наш взор такая позиция судов неверная, поскольку в ст. 21 НК РФ предусмотрено право плательщика налогов не выполнять неправомерные акты налоговых органов. В этом случае неясно, как возможно реализовать данное право, осознать законно выставлено требование либо незаконно?", – говорит Андрей Быченя.
В качестве советы он дал совет компаниям, получившим подобные требования от налоговых органов не спешить с представлением документом, а подробно разобраться с каждым пунктом и оценить, какие риски существуют в случае не удовлетворения требования. Помимо этого, компания одна может обратиться к налоговому органу для получения комментариев, поскольку довольно часто на основании недопонимания ситуации налоговым инспектором доначисляется большая сумма налога. Этого возможно избежать, предоставив налоговикам нюансы технологического процесса либо другие аспекты производства.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий