Федеральная налоговая служба решила "беспрецедентно повысить открытость информации о юрлицах" - для этого она запустила электронный сервис "Прозрачный бизнес": благодаря ему в открытом доступе возможно определить, имеется ли долги у той либо другой компании, ее доходы и затраты, и численность сотрудников. Право.ru предложило юристам протестировать систему и поведать, разрешит ли она оградить от контактов с мошенническими компаниями.
Раскрыть данные корпораций и госкомпаний внесли предложение специалисты "Открытого правительства": вопрос обсуждался на уровне правительства прошедшей весной - и вот, год спустя, мысль воплотилась в жизнь. В соответствии со ст. 102 НК открытые информацию об организациях не составляют налоговую тайну, но до принятия закона № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса РФ" от 1 мая 2016 года они не были доступны для общественности.
Первые наборы планировалось разместить лишь через несколько дней, но их представили раньше времени. До Января этого года сведения будут размещаться отдельными блоками: в них войдет информация о налоговых правонарушениях юрлиц и решения о привлечении их к ответственности. Чуть позднее появится информация и об уплаченных компаниями суммах страховых взносов ФНС. Все это делается чтобы "позволить участникам рынка оценить свои риски и показать подобающую осмотрительность при заключении контрактов". "И граждане, и государство, и бизнес есть в праве знать, какие компании зарекомендовали себя как добропорядочные, а где дела идут не отлично, какая компания находится на грани банкротства, а в какой имеют место махинации и нарушения налогового законодательства, - комментирует инициативу министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. - Сами компании, осознавая публичность таковой информации, со своей стороны, будут тщательнее заботиться о своей рабочий репутации".
Юрист налоговой практики Goltsblat BLP Дмитрий Малкин, протестировав сервис, говорит, что уже сейчас из него возможно определить:
- адрес регистрации, и количество иных организаций, находящихся по этому адресу;
- какой режим налогообложения использует организация;
- данные о привлечении организации к налоговой ответственности;
- сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам;
- суммы уплаченных налогов (НДС, налог на прибыль);
- суммы доходов и затрат, которые несла организация;
- среднесписочную численность сотрудников - для этого довольно знать ИНН (ОГРН либо наименование) организации, чтобы отыскать данные о ней
По словам Малкина, пока видятся данные лишь за прошедший год и, конечно, представлена не все данные (имеются пустые графы "информации нет") и не по всем организациям. Но юрист констатирует: "Прозрачный бизнес" – нужный инструмент, особенно с учетом последних тенденций в налоговой сфере, то есть - письма от 23 февраля 2017 № ЕД-5-9/547@ "О выявлении событий необоснованной налоговой выгоды" и нового закона о налоговых злоупотреблениях (см. "Путин подписал поправки в НК о необоснованной выгоде"). "Запуск такого сервиса окажет помощь добросовестным налогоплательщикам снизить риск работы с недобросовестными агентами, и этот фактор будет, непременно, иметь положительный эффект для всех участников налоговых правоотношений", - говорит Малкин. С ним солидарна и Наталья Маликова из VEGAS LEX: одним из самых распространенных аргументов налоговых органов о том, что плательщик налогов не показал подобающую степень осмотрительности при выборе стороны сделки является указание на низкую налоговую нагрузку контрагента, отсутствие у него персонала для выполнения обязательств согласно соглашению. В свою защиту плательщики налогов обычно ссылались на отсутствие правовой возможности для проверки указанных сведений партнера по сделке, сейчас такая возможность предоставлена, растолковывает юрист.
Вместе с тем у Маликовой приводит к вопросам отсутствие в "Прозрачном бизнесе" сведений о лицах, находящихся в режиме банкротства: не смотря на то, что это и соответствует цели программы "защищенность при выборе контрагентов компании", но некомфортно в рамках текущего контроля за выполнением сделок. "Помимо этого, в случае если при банкротстве контрагента сведения из сервиса будут исключаться, то это создаст дополнительные трудности для плательщика налогов в отстаивании своей позиции", - додаёт юрист.